Приложение 1
к приказу Министра образования
и науки Республики Казахстан
от 31 октября 2018 года № 604 |
Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения
Глава 1. Общие положения
1. Настоящий Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения (далее – стандарт) разработан в соответствии с подпунктом 5-1) статьи 5, статьи 56 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года "Об образовании" и определяет требования к:
1) содержанию дошкольного воспитания и обучения с ориентиром на результаты обучения;
2) максимальному объему учебной нагрузки воспитанников;
3) уровню подготовки воспитанников;
4) сроку обучения.
2. В настоящем стандарте применяются следующие термины и их определения:
1) родительские навыки – навыки, необходимые для удовлетворения физических, интеллектуальных и эмоциональных потребностей ребенка, обеспечения его социального развития, формирования соответствующего поведения;
2) социализация – процесс вхождения ребенка в социальную среду через овладение знаниями, умениями и навыками, нормами, правилами, необходимыми для полноценной жизни в обществе;
3) социальные навыки – способы и приемы социального взаимодействия, которыми ребенок овладевает в дошкольном возрасте;
4) интеграция – процесс установления связи между структурными компонентами содержания;
5) раннее развитие – осуществление комплекса мер, направленных на физическое, интеллектуальное и эмоциональное и развитие ребенка от рождения до трех лет;
6) предметно-пространственная развивающая среда – система условий, обеспечивающая личностное, интеллектуальное, социальное и эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста;
7) инклюзивное образование – процесс, обеспечивающий равный доступ к воспитанию и обучению всех воспитанников с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
8) режим дня – рациональное распределение времени и правильная взаимопоследовательность различных видов детской деятельности и отдыха в течение суток, способствующие нормальному развитию ребенка и укреплению его здоровья;
9) уход – организация присмотра, питания, санитарно-гигиенических, оздоровительных процедур для детей раннего возраста;
10) результат обучения – показатель уровня развития ребенка;
11) навыки самообучения – навыки, накопленные ребенком самостоятельно и под руководством взрослых для познания окружающей среды и успешной подготовки к обучению в школе;
12) типовая учебная программа – программа, определяющая содержание и объем знаний, умений, навыков и компетенций, подлежащих освоению по каждой организованной учебной деятельности;
13) типовой учебный план – документ, регламентирующий перечень, объем, продолжительность организованной учебной деятельности в неделю по возрастным группам;
14) организованная учебная деятельность – совместная деятельность педагога и воспитанников, направленная на усвоение знаний, приобретение умений и навыков.
3. В дошкольных организациях и предшкольных классах организаций среднего образования предусматривается воспитание и обучение детей с особыми образовательными потребностями в количестве не более трех человек на каждый возраст. При наличии в группе детей с особыми образовательными потребностями комплектование группы осуществляется в соотношении три воспитанника на одного ребенка с особыми образовательными потребностями.
Глава 2. Требования к содержанию дошкольного воспитания и обучения с ориентиром на результаты обучения
4. Дошкольные организации и предшкольные классы организаций среднего образования Республики Казахстан осуществляют образовательную деятельность в соответствии с:
1) типовыми учебными планами дошкольного воспитания и обучения утвержденными приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 20 декабря 2012 года № 557 "Об утверждении типовых учебных планов дошкольного воспитания и обучения Республики Казахстан" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 8275) (далее - типовые учебные планы);
2) типовой учебной программой дошкольного воспитания и обучения, утвержденной приказом исполняющего обязанности Министра образования и науки Республики Казахстан от 12 августа 2016 года № 499 "Об утверждении типовой учебной программы дошкольного воспитания и обучения" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 14235) (далее - типовая учебная программа).
5. Содержание типовой учебной программы направлено на:
1) достижение цели и задач, представленных в виде ожидаемых результатов обучения;
2) обеспечение принципов преемственности и непрерывности с учетом обучающих, развивающих и воспитательных задач между дошкольным воспитанием и обучением и начальным образованием;
3) создание равных стартовых возможностей для обучения воспитанников дошкольного возраста в организации начального образования;
4) формирование двигательных, коммуникативных, познавательных, творческих, социальных знаний, умений и навыков, навыков самообучения, в том числе у детей раннего возраста;
5) создание психолого-педагогических условий воспитания и обучения;
6) подготовку к учебной деятельности с учетом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников;
7) формирование духовно-нравственных и социально-культурных навыков, основанных на национальных традициях и общечеловеческих ценностях.
6. При обучении детей с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования разрабатывается индивидуальный учебный план и индивидуальная программа с учетом особенностей ребенка.
7. Результаты обучения, как показатели, обеспечивают мониторинг развития ребенка и являются основой планирования его индивидуального развития.
8. Содержание дошкольного воспитания и обучения основано на образовательных областях: "Здоровье", "Коммуникация", "Познание", "Творчество", "Социум" и реализуется путем их интеграции через организацию различных видов деятельности.
9. Образовательная область "Здоровье".
Целью образовательной области "Здоровье" является воспитание здорового, физически развитого ребенка, формирование у воспитанников сознательного отношения к своему здоровью.
Образовательная область "Здоровье" включает оказание содействия родителям в приобретении навыков по уходу и развитию детей с раннего возраста; формирование у воспитанников культурно-гигиенических навыков, двигательного опыта через освоение основных движений; развитие физических качеств и потребности в двигательной активности; проведение различных подвижных игр; выполнение спортивных упражнений; знакомство с элементами спортивных игр.
Содержание образовательной области "Здоровье" направлено на охрану и укрепление здоровья ребенка; формирование навыков безопасного поведения в быту, на улице, в условиях природы, чрезвычайных ситуациях; обогащение двигательного опыта воспитанников через совершенствование основных движений с использованием творческих, познавательных и речевых способностей.
Организованная учебная деятельность образовательной области "Здоровье" включает:
1) физическую культуру (адаптивная физическая культура для воспитанников с особыми образовательными потребностями);
2) основы безопасного поведения.
10. Образовательная область "Коммуникация".
Целью образовательной области "Коммуникация" является формирование устной речи, овладение навыками общения в различных жизненных ситуациях, формирование предпосылок чтения и письма.
Образовательная область "Коммуникация" включает развитие устной и связной речи воспитанников в различных видах детской деятельности через знакомство с детской литературой, выразительное чтение и пересказывание, воспитание звуковой культуры речи, обогащение активного словаря, овладение нормами речи, развитие государственного, русского и одного из иностранных языков.
Содержание образовательной области "Коммуникация" направлено на развитие коммуникативных умений и навыков, развитие устной речи в различных видах детской деятельности, обогащение словарного запаса, интереса к детской литературе.
Организованная учебная деятельность образовательной области "Коммуникация" включает:
1) развитие речи;
2) художественную литературу;
3) основы грамоты;
4) казахский язык (в группах с русским языком обучения), русский язык (в группах с казахским языком обучения) и один из иностранных языков;
5) драму;
6) Букварь.
11. Образовательная область "Познание".
Целью образовательной области "Познание" является развитие личности дошкольника для овладения элементарными навыками познавательной деятельности, необходимыми для взаимодействия с окружающим миром.
Образовательная область "Познание" включает формирование навыков количественного счета, представлений о геометрических фигурах и формах, ориентировку в пространстве и времени; конструирование из строительного, природного, бросового материалов и деталей конструктора; расширение знаний о предметах и явлениях живой и неживой природы.
Организованная учебная деятельность образовательной области "Познание" включает:
1) сенсорику (в группах ясельного возраста от 1 года до 3 лет), основы математики;
2) конструирование;
3) естествознание.
12. Образовательная область "Творчество".
Целью образовательной области "Творчество" является формирование творческой личности, развитие творческих способностей, эмоционально-чувственной сферы, воображения, мышления, художественного вкуса.
Образовательная область "Творчество" включает рисование, лепку, аппликацию, формирование умений и навыков восприятия и понимания произведений искусства, эстетического отношения к окружающему миру; представлений о видах искусства, реализацию самостоятельной творческой деятельности воспитанников.
Организованная учебная деятельность образовательной области "Творчество" включает:
1) рисование;
2) лепку;
3) аппликацию;
4) музыку.
13. Образовательная область "Социум".
Целью образовательной области "Социум" является позитивная социализация воспитанников раннего и дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Образовательная область "Социум" включает в себя приобретение социальных навыков и навыков самообучения; усвоение нравственных норм поведения в обществе, а также общечеловеческих ценностей; умение ребенка общаться со сверстниками и взрослыми; воспитание самостоятельности; формирование уважительного отношения к окружающим людям, чувства принадлежности к своей семье, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; знание и уважение истории и культуры казахского народа, а также других народов, расширение представлений о родной земле; формирование интереса к различным видам труда и людям разных профессий.
Формирование у воспитанников раннего возраста социальных навыков и навыков самообучения в семье и дошкольных организациях направлены на охрану жизни и укрепление здоровья, развитие социально-бытовых и социально-коммуникативных умений и навыков: культурно-гигиенических умений и навыков, правил поведения, приобщение их к дисциплине и режиму дня, развитие когнитивных функций (умение видеть возникшие перед ним трудности; заметить изменения настроения, эмоционального состояния); воспитание этических норм, являющихся основой построения межличностных отношений, создание в семье и дошкольных организациях атмосферы доброты, внимания, заботы и взаимопомощи, комфортную социализацию личности, накопление опыта эмоционально-нравственных отношений, обеспечение преемственности традиций в воспитании в различных видах детской деятельности.
Организованная учебная деятельность образовательной области "Социум" включает:
1) самопознание;
2) ознакомление с окружающим миром;
3) основы экологии.
Глава 3. Требования к максимальному объему учебной нагрузки воспитанников
14. Максимальный объем учебной нагрузки воспитанников устанавливается в типовых учебных планах.
15. Общий объем организованной учебной деятельности в неделю по возрастным группам следующая:
1) группа раннего возраста (дети 1-2-х лет) - 7 часов с продолжительностью по 7-15 минут;
2) І младшая группа (дети 2-3-х лет) – 9 часов с продолжительностью по 7-15 минут;
3) ІІ младшая группа (дети 3-4-х лет) - 11 часов с продолжительностью по 7-15 минут;
4) средняя группа (дети 4-5-ти лет) – 12 часов с продолжительностью по 15-20 минут;
5) старшая группа (дети 5-6 лет) – 17 часов с продолжительностью по 25-30 минут;
6) класс предшкольной подготовки в организации среднего образования (дети 6-7-ми лет) – 20 часов с продолжительностью по 25-30 минут.
Глава 4. Требования к уровню подготовки воспитанников
16. Воспитанник дошкольной организации должен освоить объем знаний, умений, навыков и компетенций, подлежащих освоению по возрастным группам по каждой образовательной области и по каждой организованной учебной деятельности, определяемый в типовой учебной программе:
17. Требования к уровню подготовки воспитанников определяются в типовой учебной программе в виде ожидаемых результатов на основе мониторинга достижений воспитанника в соответствии с его возрастом:
1) первый уровень – ребенок воспроизводит те или иные действие и знания;
2) второй уровень – ребенок осознает свои действия и владеет определенным запасом знаний;
3) третий уровень – ребенок применяет то, что он знает и умеет, самостоятельно и творчески использует знания, умения и навыки.
18. Выпускник дошкольной организации и предшкольного класса организации среднего образования должен обладать следующими качествами:
1) физически развитый;
2) любознательный;
3) уверенный в себе и активный;
4) эмоционально отзывчивый;
5) владеюший социальными навыками и способами взаимодействия со сверстниками и взрослыми, навыками самообучения;
6) имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе;
7) владеющий необходимыми умениями и навыками для обучения в организации среднего образования.
19. Перечень умений и навыков воспитанников от 1 года до 6(7) лет приведены в приложении 1 к настоящему стандарту.
20. Перечень умений и навыков воспитанников от 1 года до 6 лет приведены в приложении 2 к настоящему стандарту.
Глава 5. Требования к сроку обучения
21. Возрастная периодизация и возрастные группы следующие:
1) ясельный возраст – от рождения до 3 лет:
младенческий возраст - от рождения до 1 года;
ранний возраст – от 1 года до 2 лет (группа раннего возраста);
младший возраст – от 2 до 3 лет (первая младшая группа);
2) дошкольный возраст – от 3 до 6 (7) лет:
младший дошкольный возраст – от 3 до 4 лет (вторая младшая группа);
средний дошкольный возраст – от 4 до 5 лет (средняя группа);
старший дошкольный возраст – от 5 до 6 (7) лет (от 5 до 6 лет – старшая группа в дошкольной организации, от 6 до 7 лет – класс предшкольной подготовки в организации среднего образования).
Срок освоения содержания типовой учебной программы воспитанниками от 1 года до 6(7) лет – 5 (6) лет.
22. Возрастная периодизация и возрастные группы следующие:
1) ясельный возраст – от рождения до 3 лет:
младенческий возраст – от рождения до 1 года;
ранний возраст – от 1 года до 2 лет (группа раннего возраста);
младший возраст – от 2 до 3 лет (младшая группа);
2) дошкольный возраст – от 3 до 6 лет:
средний дошкольный возраст– от3 до 4 лет (средняя группа);
старший дошкольный возраст – от 4 до 5 лет (старшая группа в дошкольной организации), от 5 до 6 лет – (группа (в дошкольной организации), класс (в организации среднего образования) предшкольной подготовки).
Срок освоения типовой учебной программы обновленного содержания воспитанниками от 1 года до 6 лет – 5 лет.
|
Приложение 1
к Государственному
общеобязательному
стандарту дошкольного
воспитания и обучения |
Перечень умений и навыков воспитанников от 1 года до 6(7) лет
№ п/п
|
Перечень навыков
|
Ясельный возраст (от рождения до 3-х лет)
|
Дошкольный возраст (от 3 до 6 (7) лет)
|
Младенческий возраст (от рождения до 1 года)
|
Ранний возраст (от 1 года до 2-х лет)
|
Младший возраст (от 2-х до 3 лет)
|
Младший дошкольный возраст (от 3-х до 4-х лет)
|
Средний дошкольный возраст (от 4-х до 5-ти лет)
|
Старший дошкольный возраст (от 5-ти до 6-ти лет)
|
Старший дошкольный возраст (от 6-ти до 7-ми лет)
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
Здоровье сберегающие навыки
|
1
|
Культурно-гигиенические навыки
|
Выполняет движения при виде объектов кормления. Помогает удерживать бутылочку, хватает чашу.
|
Ест ложкой самостоятельно, одевается при помощи взрослого, просится на горшок, знает его место и своевременно сообщает о потребности.
|
Владеет первоначальными навыками личной гигиены.
|
Знает и соблюдает правила личной гигиены.
|
Знает последовательность выполнения гигиенических процедур.
|
Самостоятельно выполняет гигиенические процедуры.
|
Владеет навыками самообслуживания и взаимопомощи при проведении гигиенических процедур, знает и выполняет все способы закаливания.
|
2
|
Физическая культура
|
Умеет хватать пальцы взрослых.
Дотягивается до предметов и хватает обеими руками, передает предмет из рук в руки.
|
Умеет ходить и бегать в заданном направлении.
Любит подниматься и спускаться
с лестницы.
|
Владеет первоначальными навыками бега, лазания, прыжков.
|
Владеет элементарными навыками выполнения основных видов движений.
|
Умеет выполнять самостоятельно жизненно важные движения.
|
Проявляет творческий подход при выполнении основных движений.
|
Умеет выполнять основные виды движений, достигая качественных и количественных показателей, соответствующих возрасту.
|
3
|
Самостоятельная двигательная активность
|
Поднимается с опорой на предмет, перемещается в пространстве.
Вытаскивает предметы из контейнера, плещется в воде.
|
Умеет играть рядом, самостоятельно находить яркие, привлекающие внимание предметы в пространстве.
|
Умеет играть в небольшой подгруппе.
|
Умеет соблюдать элементарные правила в совместных играх.
|
Умеет самостоятельно играть в различные игры и соблюдать все правила игры.
|
Владеет навыками организации подвижных игр с группой детей.
|
Умеет произвольно управлять своими движениями и осознанно следовать правилам игры.
Сформирован элементарный самоконтроль за двигательной деятельностью.
|
4
|
Здоровый образ жизни
|
Демонстрирует увеличивающуюся способность самоуспокоения и засыпания.
|
Исполняет режимные моменты.
|
Проявляет положительные эмоции при проведении закаливающих процедур и соблюдает осторожность в опасных ситуациях.
|
Знает элементарные правила здорового образа жизни, выполняет по показу взрослого приемы закаливания.
|
Знает и соблюдает элементарные правила ЗОЖ.
Умеет обращаться с растениями, животными и насекомыми.
|
Выполняет осознанно правила безопасности. Понимает важность и необходимость закаливающих процедур.
|
Знает способы закаливания организма и сохранения правильной осанки. Соблюдает режим дня.
|
Коммуникативно-языковые навыки
|
1
|
Культура общения
|
Реагирует на звук и его источник. Лепечет и подражает звукам.
|
Подражает новым словам; пользуется облегченными названиями знакомых предметов и действий и первыми полными словами.
|
Умеет вступать в контакт со сверстниками и близкими.
|
Понимает речь взрослого, умеет слушать вопросы и отвечать на них.
|
Умеет вступать в контакт со взрослыми, детьми и выполнять их просьбы.
|
Знает правила поведения в общественных местах и соблюдает их.
|
Владеет: правилами общения, несловесными средствами общения, речевым этикетом.
|
2
|
Грамматический строй речи
|
-----
|
Умеет пользоваться простыми словами и элементарно обозначать предметы и действия.
|
Умеет выразить свою мысль, чтобы быть понятым.
|
Умеет применять необходимые слова и словосочетания.
|
Умеет согласованно составлять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения с помощью вопросов взрослого.
|
Умеет проявлять критическое отношение к речи и стремиться говорить грамматически правильно.
|
Умеет грамматически правильно конструировать словосочетания и предложения. Использует в речи трудные формы знакомых слов.
|
3
|
Звуковая культура речи
|
Реагирует жестами или голосом, когда называют его имя.
|
Умеет отчетливо произносить гласные и доступные в артикуляционном отношении согласные звуки.
|
Умеет правильно артикулировать гласные и согласные звуки.
|
Умеет четко произносить слова, вслушиваясь в их звучание.
|
Умеет правильно произносить все звуки родного языка.
|
Умеет активно играть со словами, дифференцируя звуки, пользуясь различными способами интонационной выразительности.
|
Умеет: говорить чисто, правильно, выразительно; классифицировать звуки, составлять слоги и слова с помощью условных звуковых обозначений.
|
4
|
Словарный запас
|
Имитирует действия, жесты и звуки других.
|
Воспроизводит правильно слова и фразы, произнесенные взрослыми.
Подражает звукам животного.
|
Умеет отвечать на вопросы о себе, членах семьи, любимых игрушках.
|
Называет все действия, предметы, явления, их признаки и качества.
|
Использует слова без опоры на наглядно представленную ситуацию, активизирует в речи глаголы.
|
Понимает многозначность слова, используя в речи антонимы, синонимы.
|
Владеет навыками словообразования.
Умеет объяснять значения слов и употреблять в речи признаки, свойства предметов.
|
5
|
Связная речь
|
-----
|
Умеет выражать словами и короткими фразами просьбу, внимательно слушать задание и правильно выполнять его.
|
Умеет пользоваться словами для выражения желаний, чувств, мыслей.
|
Умеет правильно отвечать на вопросы при рассматривании картин, предметов, наблюдать за объектом живой и неживой природы.
|
Владеет основной формой общения, диалогической речью. Умеет использовать высказывания из 2-3 предложений.
|
Составляет монолог, употребляя разные части речи, эпитеты и сравнения.
|
Умеет связно, последовательно составлять рассказ по картине, заданной тематике, высказываясь простыми распространенными предложениями.
|
6
|
Творческая речевая деятельность
|
Выражает мимикой, жестами, когда его прижимают, обнимают, ласкают, когда он устал или расстроен.
|
Понимает несложный сюжет маленьких инсценировок с игрушками и умеет подражать их действиям.
|
Умеет рассказывать наизусть потешки для пальчиковых игр.
|
Умеет применять простейшие приемы интонационной выразительности речи для характеристики персонажей.
|
Умеет рассказывать знакомые сказки, сочинять небольшие рассказы по игрушкам.
|
Умеет сочинять истории, понимает и использует слова в переносном и иносказательном смысле.
|
Умеет рассказывать различные истории, сочиняет сказки, проявляет интерес к игре с рифмой и словом.
|
7
|
Восприятие произведений
|
Слушает и эмоционально реагирует на потешки и речевые упражнения.
|
Понимает короткие рассказы, стихотворения потешки с использованием соответствующих картинок.
|
Умеет эмоционально откликаться на произведения устного народного творчества.
|
Умеет передать свое отношение к персонажу, различным событиям.
|
Умеет называть несколько произведений, которые ему нравятся, использовать литературные образы в игре.
|
Проявляет интерес к книгам, может выразительно читать наизусть стихи.
|
Умеет пересказывать текст знакомых произведений по зрительной опоре.
|
8
|
Основы грамоты
|
-----
|
-----
|
-----
|
-----
|
-----
|
Умеет проводить анализ в трехзвуковых словах. Умеет слышать и выделять ударный слог.
|
Применяет знания при анализе произношения и звучания звуков. Проводит звуковой анализ
4-х звуковых слов, характеризует звуки.
|
Познавательные навыки
|
1
|
Ориентировка в свойствах предметов
|
Способен запоминать и осуществлять поиск предмета.
|
Умеет группировать однородные предметы по одному из следующих признаков (величина, форма). Различает четыре основных цвета.
|
Различает основные цвета, форму, величину, фактуру предметов.
|
Знает и называет характерные отличия предметов способом сравнения (наложения, приложения).
|
Умеет называть признаки и характерные отличия предметов на основе осязательного, слухового и обонятельного восприятия.
|
Умеет рассматривать свойства и признаки предметов как категории познавательной деятельности.
|
Владеет знаниями о свойствах и разновидностях различных материалов, используемых для изготовления предметов в зависимости от их назначения и применения в жизни человека.
|
2
|
Познание окружающего мира
|
Изучает предметы разными способами (т.е., кидая, бросая, наблюдая за действиями других).
|
Владеет знаниями о себе, семье. Узнает животных, растения, предметы ближайшего окружения.
|
Проявляет любознательность, особый интерес к людям и их поступкам.
|
Владеет способностью замечать и называть простейшие изменения в природе, погоде. Понимает и называет значения сигналов светофора.
|
Понимает простейшие причинно-следственные связи в живой, неживой природе и общественной жизни.
|
Умеет систематизировать, группировать и решать познавательные задачи в наглядно-действенном и наглядно-образном плане. Владеет способностями находить сходство и различие.
|
Умеет обобщать представления об объектах окружающей действительности, на основе выделения характерных и существенных признаков.
|
3
|
Конструктивные навыки
|
Пробует разные способы выполнения действий.
|
Умеет составлять элементарные конструкции при помощи взрослого.
|
Воспроизводит простые конструкции по показу взрослого (умеет накладывать, приставлять, прикладывать).
|
Умеет использовать строительный материал, варьируя различными способами. Знает и называет их основные детали.
|
Проявляет самостоятельность при выборе материала для конструкции, стремится выполнять постройки.
|
Владеет несколькими простыми обобщенными способами конструирования и использует одни и те же способы для получения разных результатов.
|
Владеет практическим моделированием реальных и абстрактных объектов из геометрических фигур в виде аппликаций или рисунков.
|
4
|
Основы экологической культуры
|
Эмоционально реагирует на мир природы; замечает растения, животных в окружающей среде.
|
Умеет различать живые существа, растения, проявляет к ним интерес.
|
Умеет проявлять доброжелательное и бережное отношение к животным.
|
Умеет выполнять элементарные трудовые поручения совместно со взрослыми по уходу за растениями.
|
Владеет некоторыми нормами поведения на природе.
|
Понимает многообразие окружающего мира. Знает признаки и свойства растений, среду обитания животных.
|
Умеет: различать и называть животных и растения по мелким отличительным признакам, ухаживать за обитателями живого уголка, соблюдать осторожность, оказавшись в новых жизненных ситуациях.
|
5
|
Элементарные математические представления
|
Играет с разными по размеру и форме игрушками или предметами.
|
Понимает указания взрослого и может найти предмет в окружающем пространстве.
|
Владеет первоначальными навыками ориентировки в пространстве.
|
Умеет демонстрировать элементарные представления о времени, пространстве.
|
Имеет представление о времени (части суток: утро, день, ночь; дни: сегодня, вчера, завтра). Понятиях: быстро, медленно.
|
Знает структурные характеристики геометрических фигур, количественные отношения в прямом и обратном порядке.
|
Умеет: классифицировать объекты по разным признакам, устанавливать пространственно-временные отношения с помощью слов, владеет приемами логического мышления.
|
6
|
Поисковая и экспериментальная деятельность
|
Проявляет интерес к исследованию предметов, манипулирует или изучает новые предметы. Соотносит предмет по размеру, хотя не всегда по назначению.
|
Владеет умением вталкивать в различные углубления (отверстия) предметы в соответствии с их формой.
|
Производит действия с различными предметами (разъединять, соединять, конструировать).
|
Умеет самостоятельно экспериментировать со знакомыми материалами.
|
Умеет целенаправ
ленно экспериментировать, моделировать с новыми материалами и выделять наиболее общие признаки между предметами.
|
Умеет последовательно и результативно экспериментировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
|
Умеет ставить цель в экспериментальной деятельности, достигать результата.
|
7
|
Работа с информацией
|
Наблюдает и реагирует на свое отражение в зеркале.
|
Получает информацию через чувства (через осязание, обоняние прикосновение).
|
Проявляет интерес к различным источникам информации.
|
Определяет интересную информацию.
|
Понимает необходимость в получении новой информации.
|
Понимает и умеет представить новую информацию, кому она будет интересна.
|
Владеет умением анализировать полученную информацию и использовать ее осознанно.
|
Творческие навыки
|
1
|
Музыкальная деятельность
|
Радуется веселым играм со взрослым, ударяет по поверхности, после того, как видит стучание по барабану. Производит действия с музыкальными предметами.
|
Умеет передать веселый характер плясовой мелодии несложными движениями.
|
Знает музыкальные инструменты, различает высокое и низкое звучание музыкальной фразы, проявляет желание петь совместно со взрослыми.
|
Различает темп музыкального произведения, различает звуки по высоте, реагирует на начало и окончание мелодии.
|
Различает тембры голоса, поет протяжно, четко произносит слова, выполняет танцевальные, музыкально-ритмические движения.
|
Владеет простейшими навыками игры на детских музыкальных инструментах, различает основные свойства музыкального звука, длительность, тембр. Владеет способностями к певческой импровизации.
|
Умеет: различать мелодию и аккомпанирующий музыкальный инструмент, звуки регистра, воспринимать и воспроизводить минорное и мажорное звучание при игре на детских инструментах, пении и танце.
|
2
|
Продуктивная деятельность
|
Эмоционально реагирует на яркие предметы: картинки, цветы (берет в рот, кивает, стучит, бьет, бросает предметы).
|
Заполняет лист бумаги яркими пятнами, мазками (краска, маркеры, мелки, карандаши); лепит плоские, круглые формы.
|
Владеет навыками лепки (проделывает углубления, украшает предметы). Умеет проводить на листе бумаги прямые вертикальные, горизонтальные волнообразные линии.
|
Владеет основными техническими навыками и умениями, необходимыми для изобразительной деятельности.
|
Имеет представление о видах изобразительного искусства (живопись, скульптура, народное искусство).
|
Самостоятельно выбирает технические способы и средства изображения в соответствии с характером образа.
|
Умеет самостоятельно применять различные технические средства, дополнять и украшать работу новыми деталями.
|
3
|
Эстетическое восприятие окружающего мира
|
- -----
|
Всматривается в яркие цвета красок, проявляет восхищение, радость.
|
Проявляет радость, эмоциональный отклик при рассматривании народных игрушек.
|
Проявляет интерес к различным видам изобразительного искусства, использует материалы аккуратно.
|
Ритмично располагает геометрические формы и растительные элементы. Эмоционально воспринимает танцевальный характер музыки, замечает красоту окружающего мира.
|
Проявляет интерес к декоративному искусству, дизайну, выбирает и обосновывает приемы работы, использует рационально материалы для работы, эмоционально откликается на красоту природы, одежду и убранство помещений.
|
Имеет представление о значении цветовой насыщенности (фактуры) рассматриваемого предмета. Владеет навыками первичного анализа произведений искусства в контексте других видов искусства.
|
Социальные навыки
|
1
|
Навыки культуры поведения
|
Реагирует на приветствие, прощание.
|
Умеет выполнять просьбу, выраженную простым предложением.
|
Понимает нормы и правила поведения, использует слова приветствия, прощания, благодарности.
|
Владеет знаниями о человеческих отношениях, понимает эмоциональное состояние.
|
Проявляет элементарную заботу о близких и окружающих людях.
|
Умеет просить помощь в необходимых ситуациях, уважает желания других людей.
|
Знает о нравственных нормах поведения, этикете, правилах поведения на природе.
|
2
|
Взаимодействие со взрослыми и сверстниками
|
Признает непосредственных членов семьи. Улыбается, машет ручками или смеется, реагируя на положительную взаимосвязь со взрослыми.
Показывает симпатии и антипатии к действиям, взаимодействию.
|
Взаимодействует со взрослыми в различных играх – развлечениях. Умеет внимательно слушать взрослого и выполняет несложные поручения.
|
Проявляет отзывчивость, доброжелательность, сочувствие к близким людям, сверстникам.
|
Умеет входить в устойчивые игровые объединения со сверстниками и общаться со взрослыми на познавательные темы.
|
Выполняет совместные со взрослыми трудовые действия. Осознает свое положение среди сверстников и свое "Я".
|
Умеет сотрудничать со взрослыми и сверстниками, ставить общую цель и обсуждать их результаты.
|
Умеет дружно включаться в совместную деятельность со взрослыми, стремиться быть полезным и получать удовлетворение.
|
3
|
Представление о нравственных нормах
|
Выражает первичные эмоции. Использует движения тела и звук, когда нуждается в помощи.
|
Умеет пользоваться словами, необходимыми для выражения желаний и налаживания взаимоотношений с окружающими.
|
Знает и понимает, что такое "хорошо", а что такое "плохо".
|
Умеет оценивать свой поступок и сказочных персонажей.
|
Соблюдает нравственные нормы и правила поведения в обществе.
|
Соблюдает нравственные нормы поведения, испытывает радость, удовлетворение от хороших поступков, переживание при нарушении моральных норм.
|
Знает этические нормы и ценности своего и других народов, проявляет эмпатию, толерантность. Владеет умением взаимосвязи в социальном мире, коммуникативными навыками по соблюдению правил общественного порядка.
|
|
Приложение 2
к Государственному
общеобязательному
стандарту дошкольного
воспитания и обучения |
Перечень умений и навыков воспитанников от 1 года до 6 лет
№ п/п
|
Перечень навыков
|
Ясельный возраст (от рождения до 3-х лет)
|
Дошкольный возраст (от 3 до 6 лет)
|
Младенческий возраст (от рождения до 1 года)
|
Ранний возраст (от 1 года до 2-х лет)
|
Младший возраст (от 2-х до 3 лет)
|
Средний дошкольный возраст (от 3-х до 4-х лет)
|
Старший дошкольный возраст (от 4-х до 5-ти лет)
|
Старший дошкольный возраст (от 5-ти до 6-ти лет)
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
Здоровье сберегающие навыки
|
1
|
Культурно-гигиенические навыки
|
Выполняет движения при виде объектов кормления.
Помогает удерживать бутылочку, хватает чашу.
|
Ест ложкой самостоятельно, одевается при помощи взрослого, просится на горшок, знает его место и своевременно сообщает о потребности.
|
Владеет первоначальными навыками личной гигиены.
|
Знает и соблюдает правила личной гигиены.
|
Знает последовательность выполнения гигиенических процедур.
|
Самостоятельно выполняет гигиенические, закаливающие процедуры.
|
2
|
Физическая культура
|
Умеет хватать пальцы взрослых.
Дотягивается до предметов и хватает обеими руками, передает предмет из рук в руки.
|
Умеет ходить и бегать в заданном направлении.
Любит подниматься и спускаться
с лестницы.
|
Владеет первоначальными навыками бега, лазания, прыжков.
|
Владеет элементарными навыками выполнения основных видов движений.
|
Умеет выполнять самостоятельно жизненно важные движения.
|
Выполняет основные виды движений, проявляя творческий подход.
|
3
|
Самостоятельная двигательная активность
|
Поднимается с опорой на предмет, перемещается в пространстве.
Вытаскивает предметы из контейнера, плещется в воде.
|
Умеет играть рядом, самостоятельно находить яркие, привлекающие внимание предметы в пространстве.
|
Умеет играть в небольшой подгруппе.
|
Умеет соблюдать элементарные правила в совместных играх.
|
Умеет самостоятельно играть в различные игры и соблюдать все правила игры.
|
Владеет навыками организации подвижных игр с группой детей.
Сформирован элементарный самоконтроль за двигательной деятельностью.
|
4
|
Здоровый образ жизни
|
Демонстрирует увеличивающуюся способность самоуспокоения и засыпания.
|
Исполняет режимные моменты.
|
Проявляет положительные эмоции при проведении закаливающих процедур и соблюдает осторожность в опасных ситуациях.
|
Знает элементарные правила здорового образа жизни, выполняет по показу взрослого приемы закаливания.
|
Знает и соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.
Умеет обращаться с растениями, животными и насекомыми.
|
Выполняет осознанно правила безопасности.
Понимает важность и необходимость закаливающих процедур.
Соблюдает режим дня.
|
Коммуникативно-языковые навыки
|
1
|
Культура общения
|
Реагирует на звук и его источник.
Лепечет и подражает звукам.
|
Подражает новым словам; пользуется облегченными названиями знакомых предметов и действий и первыми полными словами.
|
Умеет вступать в контакт со сверстниками и близкими.
|
Понимает речь взрослого, умеет слушать вопросы и отвечать на них.
|
Умеет вступать в контакт со взрослыми, детьми и выполнять их просьбы.
|
Знает правила поведения в общественных местах и соблюдает их.
Владеет элементарными правилами общения, речевым этикетом.
|
2
|
Грамматический строй речи
|
-----
|
Умеет пользоваться простыми словами и элементарно обозначать предметы и действия.
|
Умеет выразить свою мысль, чтобы быть понятым.
|
Умеет применять необходимые слова и словосочетания.
|
Умеет согласованно составлять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения с помощью вопросов взрослого.
|
Умеет правильно конструировать предложения.
Стремится говорить грамматически правильно.
|
3
|
Звуковая культура речи
|
Реагирует жестами или голосом, когда называют его имя.
|
Умеет отчетливо произносить гласные и доступные в артикуляционном отношении согласные звуки.
|
Умеет правильно артикулировать гласные и согласные звуки.
|
Умеет четко произносить слова, вслушиваясь в их звучание.
|
Умеет правильно произносить все звуки родного языка.
|
Умеет говорить правильно, выразительно.
Использует различные способы интонационной выразительности.
|
4
|
Словарный запас
|
Имитирует действия, жесты и звуки других.
|
Воспроизводит правильно слова и фразы, произнесенные взрослыми.
Подражает звукам животного.
|
Умеет отвечать на вопросы о себе, членах семьи, любимых игрушках.
|
Называет все действия, предметы, явления, их признаки и качества.
|
Использует слова без опоры на наглядно представленную ситуацию, активизирует в речи глаголы.
|
Понимает многозначность слова, используя в речи антонимы, синонимы.
|
5
|
Связная речь
|
-----
|
Умеет выражать словами и короткими фразами просьбу, внимательно слушать задание и правильно выполнять его.
|
Умеет пользоваться словами для выражения желаний, чувств, мыслей.
|
Умеет правильно отвечать на вопросы при рассматривании картин, предметов, наблюдать за объектом живой и неживой природы.
|
Владеет основной формой общения, диалогической речью.
Умеет использовать высказывания из 2-3 предложений.
|
Составляет монолог, употребляя разные части речи, эпитеты и сравнения.
|
6
|
Творческая речевая деятельность
|
Выражает мимикой, жестами, когда его прижимают, обнимают, ласкают, когда он устал или расстроен.
|
Понимает несложный сюжет маленьких инсценировок с игрушками и умеет подражать их действиям.
|
Умеет рассказывать наизусть потешки для пальчиковых игр.
|
Умеет применять простейшие приемы интонационной выразительности речи для характеристики персонажей.
|
Умеет рассказывать знакомые сказки, сочинять небольшие рассказы по игрушкам.
|
Умеет сочинять истории, понимает и использует слова в переносном и иносказательном смысле.
Проявляет интерес к игре с рифмой и словом.
|
7
|
Восприятие произведений
|
Слушает и эмоционально реагирует на потешки и речевые упражнения.
|
Понимает короткие рассказы, стихотворения потешки с использованием соответствующих картинок.
|
Умеет эмоционально откликаться на произведения устного народного творчества.
|
Умеет передать свое отношение к персонажу, различным событиям.
|
Умеет называть несколько произведений, которые ему нравятся, использовать литературные образы в игре.
|
Проявляет интерес к книгам, может выразительно читать наизусть стихи.
|
8
|
Основы грамоты
|
-----
|
-----
|
-----
|
-----
|
-----
|
Умеет проводить анализ в трехзвуковых словах. Умеет слышать и выделять ударный слог.
|
9
|
Чтение и письмо
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Развита устная речь и фонематический слух.
Определяет количество слогов в слове, слов в простом предложении.
Умеет проводить звуковой и звукобуквенный анализ слова.
Знает буквы алфавита.
Владеет элементарными навыками письма: умеет держать карандаш, ручку, рисовать, штриховать, обводить буквы, пишет элементы букв.
Умеет оринетироваться на листе тетради.
|
Познавательные навыки
|
1
|
Ориентировка в свойствах предметов
|
Способен запоминать и осуществлять поиск предмета.
|
Умеет группировать однородные предметы по одному из следующих признаков (величина, форма). Различает четыре основных цвета.
|
Различает основные цвета, форму, величину, фактуру предметов.
|
Знает и называет характерные отличия предметов способом сравнения (наложения, приложения).
|
Умеет называть признаки и характерные отличия предметов на основе осязательного, слухового и обонятельного восприятия.
|
Умеет рассматривать предметы, определять их свойства и признаки.
|
2
|
Познание окружающего мира
|
Изучает предметы разными способами (т.е., кидая, бросая, наблюдая за действиями других).
|
Владеет знаниями о себе, семье. Узнает животных, растения, предметы ближайшего окружения.
|
Проявляет любознательность, особый интерес к людям и их поступкам.
|
Владеет способностью замечать и называть простейшие изменения в природе, погоде.
Понимает и называет значения сигналов светофора.
|
Понимает простейшие причинно-следственные связи в живой, неживой природе и общественной жизни.
|
Умеет систематизировать, группировать и решать познавательные задачи в наглядно-действенном и наглядно-образном плане.
Владеет способностями находить сходство и различие.
|
3
|
Конструктивные навыки
|
Пробует разные способы выполнения действий.
|
Умеет составлять элементарные конструкции при помощи взрослого.
|
Воспроизводит простые конструкции по показу взрослого (умеет накладывать, приставлять, прикладывать).
|
Умеет использовать строительный материал, варьируя различными способами.
Знает и называет их основные детали.
|
Проявляет самостоятельность при выборе материала для конструкции, стремится выполнять постройки.
|
Владеет несколькими простыми обобщенными способами конструирования и использует одни и те же способы для получения разных результатов.
|
4
|
Основы экологической культуры
|
Эмоционально реагирует на мир природы; замечает растения, животных в окружающей среде.
|
Умеет различать живые существа, растения, проявляет к ним интерес.
|
Умеет проявлять доброжелательное и бережное отношение к животным.
|
Умеет выполнять элементарные трудовые поручения совместно со взрослыми по уходу за растениями.
|
Владеет некоторыми нормами поведения на природе.
|
Понимает многообразие окружающего мира. Знает признаки и свойства растений, среду обитания.
Умеет ухаживать за обитателями уголка природы.
|
5
|
Элементарные математические представления
|
Играет с разными по размеру и форме игрушками или предметами.
|
Понимает указания взрослого и может найти предмет в окружающем пространстве.
|
Владеет первоначальными навыками ориентировки в пространстве.
|
Умеет демонстрировать элементарные представления о времени, пространстве.
|
Имеет представление о времени (части суток: утро, день, ночь; дни: сегодня, вчера, завтра) понятиях: быстро, медленно.
|
Знает структурные характеристики геометрических фигур, количественные отношения в прямом и обратном порядке.
|
6
|
Поисковая и экспериментальная деятельность
|
Проявляет интерес к исследованию предметов, манипулирует или изучает новые предметы. Соотносит предмет по размеру, хотя не всегда по назначению.
|
Владеет умением вталкивать в различные углубления (отверстия) предметы в соответствии с их формой.
|
Производит действия с различными предметами (разъединять, соединять, конструировать).
|
Умеет самостоятельно экспериментировать со знакомыми материалами.
|
Умеет целенаправленно экспериментировать, моделировать с новыми материалами и выделять наиболее общие признаки между предметами.
|
Умеет последовательно и результативно экспериментировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
|
7
|
Работа с информацией
|
Наблюдает и реагирует на свое отражение в зеркале
|
Получает информацию через чувства (через осязание, обоняние прикосновение).
|
Проявляет интерес к различным источникам информации.
|
Определяет интересную информацию.
|
Понимает необходимость в получении новой информации.
|
Понимает и умеет представить новую информацию, кому она будет интересна.
|
Творческие навыки
|
1
|
Музыкальная деятельность
|
Радуется веселым играм со взрослым, ударяет по поверхности, после того, как видит стучание по барабану. Производит действия с музыкальными предметами.
|
Умеет передать веселый характер плясовой мелодии несложными движениями.
|
Знает музыкальные инструменты, различает высокое и низкое звучание музыкальной фразы, проявляет желание петь совместно со взрослыми.
|
Различает темп музыкального произведения, различает звуки по высоте, реагирует на начало и окончание мелодии.
|
Различает тембры голоса, поет протяжно, четко произносит слова; выполняет танцевальные, музыкально-ритмические движения.
|
Владеет простейшими навыками игры на детских музыкальных инструментах, различает основные свойства музыкального звука, длительность, тембр. Владеет способностями к певческой импровизации.
|
2
|
Продуктивная деятельность
|
Эмоционально реагирует на яркие предметы: картинки, цветы (берет в рот, кивает, стучит, бьет, бросает предметы).
|
Заполняет лист бумаги яркими пятнами, мазками (краска, маркеры, мелки, карандаши); лепит плоские, круглые формы.
|
Владеет навыками лепки (проделывает углубления, украшает предметы).
Умеет проводить на листе бумаги прямые вертикальные, горизонтальные волнообразные линии.
|
Владеет основными техническими навыками и умениями, необходимыми для изобразительной деятельности.
|
Имеет представление о видах изобразительного искусства (живопись, скульптура, народное искусство).
|
Самостоятельно выбирает технические способы и средства изображения в соответствии с характером образа.
|
3
|
Эстетическое восприятие окружающего мира
|
- -----
|
Всматривается в яркие цвета красок, проявляет восхищение, радость.
|
Проявляет радость, эмоциональный отклик при рассматривании народных игрушек.
|
Проявляет интерес к различным видам изобразительного искусства, использует материалы аккуратно.
|
Ритмично располагает геометрические формы и растительные элементы. Эмоционально воспринимает танцевальный характер музыки, замечает красоту окружающего мира.
|
Проявляет интерес к декоративному искусству, дизайну, выбирает и обосновывает приемы работы, использует рационально материалы для работы, эмоционально откликается на красоту природы, одежду и убранство помещений.
|
Социальные навыки
|
1
|
Навыки культуры поведения
|
Реагирует на приветствие, прощание.
|
Умеет выполнять просьбу, выраженную простым предложением.
|
Понимает нормы и правила поведения, использует слова приветствия, прощания, благодарности.
|
Владеет знаниями о человеческих отношениях, понимает эмоциональное состояние.
|
Проявляет элементарную заботу о близких и окружающих людях.
|
Умеет просить помощь при необходимости, уважает желания других людей.
Знает нормы поведения.
|
2
|
Взаимодействие со взрослыми и сверстниками
|
Признает непосредственных членов семьи. Улыбается, машет ручками или смеется, реагируя на положительную взаимосвязь со взрослыми.
Показывает симпатии и антипатии к действиям, взаимодействию.
|
Взаимодействует со взрослыми в различных играх – развлечениях.
Умеет внимательно слушать взрослого и выполняет несложные поручения.
|
Проявляет отзывчивость, доброжелательность, сочувствие к близким людям, сверстникам.
|
Умеет входить в устойчивые игровые объединения со сверстниками и общаться со взрослыми на познавательные темы.
|
Выполняет совместные со взрослыми трудовые действия.
Осознает свое положение среди сверстников и свое "Я".
|
Умеет сотрудничать со взрослыми и сверстниками, ставить общую цель и обсуждать их результаты, включаться в совместную деятельность со взрослыми.
|
3
|
Представление о нравственных нормах
|
Выражает первичные эмоции Использует движения тела и звук, когда нуждается в помощи.
|
Умеет пользоваться словами, необходимыми для выражения желаний и налаживания взаимоотношений с окружающими.
|
Знает и понимает, что такое "хорошо", а что такое "плохо".
|
Умеет оценивать свой поступок и сказочных персонажей.
|
Соблюдает нравственные нормы и правила поведения в обществе.
|
Соблюдает нравственные нормы поведения, испытывает радость, удовлетворение от хороших поступков, переживание при нарушении моральных норм.
|